Варианты начала (дебютов) в шахматах – английской, каталонское, староиндийское и начало патцера. Перевес в развитии Сарагосское начало в шахматах

Варианты начала (дебютов) в шахматах – английской, каталонское, староиндийское и начало патцера. Перевес в развитии Сарагосское начало в шахматах

Определенные расположение фигур на стандартной шахматной доске, в которых требуется найти выигрыш за определенное количество ходов для стороны играющей белыми (если для черных, это будет указано в условии). Если число ходов не указано, то задача называется шахматным этюдом. В некоторых композициях ставятся другие цели, например, поиск ничьи, в редких случаях - выигрыш фигуры, прохождение пешек и т.п.

Как решать задачи на этом сайте?

На сайте сайт есть несколько режимов решения задач. Можно просто выбрать любую задачу или этюд через разделы - мат в два, три или четыре хода, кликнув на понравившуюся диаграмму, либо нажав по ссылке "случайная задача " в меню. На странице с задачей есть форма для проверки решений . С помощью выпадающих списков нужно выбрать первый ход и кликнуть "проверить", если он будет верен, выскочит соответствующее сообщение. Полное решение можно посмотреть, нажав на кнопку "Показать". Еще один интересный режим - решение задач на скорость . В нем недоступно открытие решения и дается только одна попытка на проверку.

Рейтинг задач

Каждая шахматная задача имеет рейтинг , который формируется в зависимости от оценок пользователей. Визуально он изображается в виде трех зведочек. Численно он изменяется от 0 до 3.5, а количество звездочек показывает округленное значение этого числа. Этот рейтинг не является признаком уровня сложности, он показывает уровень симпатии игроков к той или иной композиции. По умолчанию, новой задаче присваивается рейтинг - 1.

Правила составления шахматных задач

К шахматным задачам предъявляются следующие условия:

  • Должен существовать только один первый ход ведущий к правильному решению.
  • Решение должно достигаться во всех вариантах, независимо от ответа защищающейся стороны.
  • На доске не должно быть лишних фигур, т.е. фигур убрав которые, решение бы не изменилось ни в одном из вариантов. На сайте в разделе шахматных этюдов, множество задач, которые представляют собой окончания реальных партий, поэтому это требование не выполняется, но оно применимо для искусственно составленных композиций.

Условные обозначения в записи решений

Для записи решений задач используется стандартная шахматная нотация - система записи партий. Ход записывается следующим образом:

1. [Ф][сп][кп][дз]

В квадратных скобках применены следующие условные обозначения:

  • Ф - название фигуры (B - слон, N или S - конь, Q - ферзь, K - король. Пешка не обозначается). В русскоязычной нотации: (С - слон, К - конь, Ф - ферзь, Кр - король)
  • сп - стартовое поле (a3, b7, h2 и т.п.)(обычно не указывается, применимо только в случае, когда у игрока есть две одинаковые фигуры, которые могут сделать ход на указанное конечное поле)
  • кп - конечная поле (a1,c2,h8 и т.п.) указывается всегда
  • дз - дополнительный знак, можно не использовать, выполняет вспомогательную роль. Например, + - шах, ! - хороший ход, ? - плохой ход, * или # - мат, !? - сомнительный ход и т.п.

Поясним на примере:

1. Кd3e5+ Крg7 2. Фd7#

Здесь записано следующее. Белые ходят конем (стоящим на поле d3) на поле e5 с шахом королю. Черный король отходит на g7. Вторым ходом белый ферзь ставит мат ходом на поле d7.

Если требуется изобразить взятие, то между названием фигуры (и стартовым полем если требуется) и конечным полем ставится знак ": ", реже используются для обозначения взятия знаки "x " или "* ". Например:

Л:b6 или Фxh8 или Кр*f1 или Cb8:c7

Ходы пешек обозначаются просто двумя символами - конечным полем пешки. Например, 1. e4 e5 - значит, белые ходят пешкой на e4, а черные отвечают на e5. Взятие пешкой обозначается указанием начальной и конечной вертикали. Например, cd - значит пешка бьет с вертикали c на вертикаль d. Если есть несколько вариантов, то пишется подобно. Например: c7:d6 .

Если пешка проходит на последнюю горизонталь, то указывается фигура в которую она превращается. например: d8Ф - это значит пешка дошла до восьмой горизонтали и превратилась в ферзя.

Знаки 0-0-0 и 0-0 обозначают длинную и короткую рокировки.

Иногда используется подробная система записи ходов, когда начальное поле указывается всегда. Этот способ нагляднее, но является избыточным. Например:

e2-e4 или Фb8-h8 или Сd7:b5 и т.п.

Запись решений

Поясним, как обычно записываются ответы на шахматные задачи. Для примеру возьмем . Решение приведено следующим образом:

1.Кg2-e1 ! угроза: 2.Сh1-e4 #
1...e5-e4 2.Кe1-g2 угроза: 3.Лh4-f4 #
2...Сd4-e5 3.Кg2*e3 #

Человеческим языком данное решение гласит следующее:

Первый ход - Конь с поля g2 ходит на e1. Это грозит тем, что следующим ходом белые могут поставить мат слоном с поля h1 на e4. Если черные защищаются от этого и отвечают пешкой с e5 на e4, то вторым ходом - белые возвращаются конем с e1 на g2 с угрозой мата ладьей на третьем ходу с поля h4 на f4. Если черные отвечают слоном с d4 на e5, то ставим мат конем со взятием пешки на поле e3.

В некоторых композициях - первоначально приводятся опровержения неверных решений, а в конце указывается правильный вариант. Например, в сначала показано что ходы Фh4, Кf7, Кe2 и другие не приводят к требуемому результату - мату в 2 хода, а в конце подробно разобран правильный вариант с ходом Фg5!

В некоторых решениях задач можно встретить необычное слово "цугцванг". Цугцванг - это положение в шахматной партии, при котором любой ход приведет к неминуемому проигрышу сделавшей ход стороны или сильному ухудшению свей позиции.

Алгоритм поиска решений в шахматных задачах

В задачах на мат в 3 хода и многоходовых композициях рекомендуется обнаружить все угрозы черному королю, а так же ходы черных, которые не дают эту угрозу осуществить. Первые ходы решения обычно ставят защищающуюся сторону в положение цугцванга, при котором любой ход делает только хуже. Защищаясь от одной опасности, черные попадают под удар другой. Поиск решения в таких задачах сводится к нахождению хода, который вызывает данную ситуацию. Как правило, он выглядит очень тихим, не несущим никаких угроз, и найти его нелегко. Алгоритм поиска решения шахматных задач на мат в 2 хода чаще сводится к перебору вариантов. Благодаря наличию ложных путей, во многих композициях, ответ, бросающийся сразу в глаза, оказывается ошибочным.

Решение шахматных задач помогает развивать игрокам комбинационные способности, поэтому это занятие включают в программу подготовки шахматистов разного уровня, от школьников, которые только осваивают игру Каиссы, до мастеров и гроссмейстеров.

Неувядаемая партия (Вечнозелёная партия) - партия в шахматы между Адольфом Андерсеном и его давним соперником Жаном Дюфренем. Эта партия была сыграна в Берлине в 1852 году. Она отличалась блестящим комбинационным стилем и множество раз публиковалась в печати.
В дебюте Андерсен добился позиционного преимущества, затем пожертвовал двух коней, качество и ферзя, объявив мат на 24-м ходу. Вильгельм Стейниц назвал эту партию «неувядаемой (Immergrun - вечнозелёной) в лавровом венке великих немецких мастеров».

Андерсен - Дюфрен
Берлин, 1852

Гамбит Эванса

1.e2-e4 e7-e5 2.Кg1-f3 Кb8-c6 3.Сf1-c4 Сf8-c5 4.b2-b4 Сc5:b4

Гамбит Эванса, популярный в то время дебют, белые жертвуют пешку за атаку.

5.c2-c3 Сb4-a5 6.d2-d4 e5:d4 7.0-0 d4-d3

Чёрные не берут пешку c3 , чтобы не способствовать развитию белого коня на это поле и уводят пешку с поля d4 , чтобы предотвратить формирования сильного центра белых в случае c3:d4 .

8.Фd1-b3 Фd8-f6 9.e4-e5 Фf6-g6 10.Лf1-e1 Кg8-e7 11.Сc1-a3 b7-b5

Чёрные в свою очередь жертвуют пешку, чтобы форсировать развитие своего ферзевого фланга.

12.Фb3:b5 Лa8-b8 13.Фb5-a4 Сa5-b6 14.Кb1-d2 Сc8-b7 15.Кd2-e4 Фg6-f5 16.Сc4:d3 Фf5-h5

Следующим ходом белые жертвуют фигуру. Сильно было бы и 17. Кe4-g3 . Но своим следующим ходом Андерсен начинает задуманную комбинацию.

17.Кe4-f6+ g7:f6 18.e5:f6 Лh8-g8

Следующий ход Андерсена выглядит как грубая ошибка, так как ходом Ф:f3 , из-за связки по линии g , чёрные забирают коня и угрожают матом в один ход на g2 .

19.Лa1-d1 Фh5:f3

Последний ход чёрных долго считался ошибкой после того, как якобы правильный ход в 1898 году предложил немецкий шахматный мастер Пауль Липке 19. …Лg8-g4 . Липке подробно рассмотрел четыре продолжения 20. Се4, 20. Ле4 20. Сс4 и 20. с4 , сделав вывод, что в лучшем случае Андерсен мог добиться только ничьей.
Спустя четверть века Эммануил Ласкер одобрил в своём «Учебнике шахматной игры» предложенный Липке спасительный ответ чёрных и подверг критике девятнадцатый ход белых. По его мнению, победным являлся ход 19. Се4 . Ласкер предложил три победных варианта: 19...d5 20. С:d5 Ф:d5 21. Лаd1; 19...Лg4. 20. Фс2; 19...Фh3 20. g3 Л:g3. 21. hg Ф:g3+ 22. Крh1 C:f2 23. Ле2 .
Но впоследствии анализ Липке был опровергнут О. Гоппе и Г. Гекнером. В двух из его вариантов белые на самом деле выигрывали. Ошибочным оказался и анализ Ласкера. После «победных» ходов 19. Се4 Фh3 20. g3 Л:g3. 21. hg Ф:g3+ 22. Крh1 C:f2 23. Ле2 чёрные вовсе не проигрывали, а контрударом 23...Кd4! сами добивались победы.

20.Лe1:e7+ Кc6:e7

Чёрные попадают под матовую атаку. В этой ситуации лучший ход чёрных 20. …Крe8-d8 , хотя и помогает им спастись от немедленного мата, но не от поражения, что доказал Рихард Рети.

21.Фa4:d7+ Крe8:d7 22.Сd3-f5++ Крd7-e8 23.Сf5-d7+ Крe8-f8 24.Сa3:e7х

На турнирах против Олеси часто ходят d4, на что она отвечает d5. Сегодня тренер Олег Кислицын рассказывает Олесе как грамотно выстроить защиту черных против d4 .

На пешку d5 белым трудно организовать давление. Получается позиция закрытого типа.

2. c2-c4 с7-с6

На ход с4 никогда нельзя ходить конем на f6 , потому что после этого белые убьют сd, черные убьют Кd5. И белые захватывают центр ходом е4 — совершенно бесплатно. Черный конь уходит на f6, «сдав» центр.

На ход с4 пешку d5 нужно подкреплять пешкой е6 либо пешкой с6.

3. Kb1-с3 Кg8-f6

При ходе белых конем на с3 нельзя выводить слона на f5 , иначе начнутся проблемы у черных. Сначала нужно пойти конем на f6.

На диаграмме ходы №№1-3 в стиле славянской защиты .

В случае хода белых на е4, черные пойдут на b5 и укрепят сдвоенную пешку.

4.Кg1-f3 е7-е6 или Сf5.

При ходе слоном на f5 нужно быть осторожным, потому что если ферзь выйдет на b3 — это будет опасно.

Многие современные шахматисты, играющие славянскую защиту стремятся сделать вот такую позицию, чтобы в дальнейшем выиграть пешку с4.

Охота за пешкой с4

Славянские построения очень коварны для белых и многие боятся построения славянской защиты.

сложность: ★★ ★

Развитие всех фигур - одно из основных правил успешной игры в шахматы. Это очевидно и общеизвестно, но тем не менее данным принципом часто пренебрегают. Новички - из-за робости или беспечности, более сильные шахматисты - из-за стремления использовать "конкретные особенности позиции". И чаще всего наказание не заставляет себя ждать. Разберём партии, в которых одна из сторон получила большой перевес в развитии.



Таль - Трингов

(1964г., защита Уфимцева)

1. e4 g6 2. d4 Сg7 3. Кc3 d6 4. Кf3 c6

Чёрные разыгрывают дебют очень провокационно. Они добровольно отдали центр, из 4 первых ходов 3 - скромные ходы пешками на одно поле вперёд. Идея в том, чтобы заманить соперника и контратаковать, но тут можно легко перегнуть палку.

5. Сg5 Фb6 6. Фd2 Ф:b2 7. Лb1 Фa3

Вместо того, чтобы наконец начать развивать лёгкие фигуры, чёрные решили потратить ещё несколько ходов, чтобы забрать пешку b2. Они хотят запастись материалом и надеются отбить атаку белых. К слову сказать, Михаил Таль - на тот момент экс-чемпион мира и гроссмейстер, известный своим сверхострым стилем игры и блестящим комбинационным талантом - наихудший тип соперника, против которого можно рассчитывать на успех подобной стратегии. Разумеется, Таль даже не стал защищать пешку, а с радостью воспользовался шансом развить инициативу.

8. Сc4 Фa5 9. O-O e6 10. Лfe1 a6 11. Сf4 e5 12. de de

Взглянем на позицию. У белых развиты все фигуры, у чёрных только 2, их король в центре.И ценой тому - всего лишь одна пешка. Неудивительно, что белые могут завершить партию прямой атакой на короля. Тут следует сделать важное замечание. Белые не только могут , но и должны атаковать как можно быстрее! Перевес в развитии - явление временное. Если дать чёрным спокойно сделать несколько развивающих ходов - Kbd7, Кf6, 0-0 итд - то от перевеса белых не останется и следа, и у чёрных действительно будет просто лишняя пешка.

13. Фd6!! Ф:c3

На 14. ... ef последовало бы 15. Kd5! с неотразимыми угрозами. Коня нельзя брать пешкой из-за смертельного вскрытого шаха по линии е.

14. Лed1 Кd7 15. С:f7+! С:f7 16. Кg5+ Kрe8 17. Фe6+

И чёрные сдались, так как получают мат: 17. ... Кe7 18. Фf7+ Kpd8 19. Ke6# или 17. ... Крd8 18. Kf7+ Kpc7 19. Фd6#.

Следующая знаменитая партия была сыграна в матче СССР - Сборная Мира на первой доске.

Ларсен - Спасский
(1970г., дебют Ларсена)

1. b3 e5 2. Сb2 Кc6 3. c4 Кf6 4. Кf3 e4 5. Кd4 Сc5 6. К:c6 dc 7. e3 Сf5 8. Фc2 Фe7 9. Сe2 O-O-O 10. f4 Кg4 11. g3


Бент Ларсен разыграл свой фирменный экстравагантный дебют. Чемпион мира Борис Спасский простыми ходами по центру добился большого перевеса в развитии. Правда белые хотят отбросить коня путём h3, потом сыграть Кс3, 0-0-0, и у них будет нормальная игра. Поэтому надо ковать железо пока горячо. Спасский пускает в бой пешку h, чтобы вскрыть королевский фланг белых.

11. ... h5! 12. h3 h4!! Чёрные оставляют коня под боем. 13. hg hg 14. Лg1


14. ... Лh1!! Соль замысла. Чёрная пешка проскакивает в ферзи. 15. Л:h1 g2 16. Лf1 Или 16. Лg1 Фh4+ 17. Крd1 Фh2 итд Фh4+ 17. Крd1 gfФ+ Белые сдались из-за 18. С:f1 C:g4+ 19. Kpс1 Фе1+ 20. Фd1 Ф:d1#.

Широв - Штангль
(1989, защита Уфимцева)

1. d4 g6 2. e4 d6 3. Кc3 Сg7 4. f4 c6 5. Кf3 Сg4 6. Сe3 Фb6 7. Фd2 Кf6 8. Сe2 d5 9. e5 Кfd7 10. O-O-O Фa5


Вновь пассивный дебют со стороны чёрных, и белые получили преимущество в развитии. Сейчас один из логичных планов - надвигать пешки королевского фланга: 11. h3 C:f3 12. C:f3 и далее g4, f5 итд. Но это может оказаться слишком медленным, ведь и у чёрных есть контратакующие идеи: b7-b5-b4, Kd7-b6-c4. Потому белые спешат применить более сильнодействующие средства.

11. Кg5 С:e2 12. Ф:e2 h6


13. К:f7!! Выводя короля на прогулку, пока фигуры чёрных томятся на последнем ряду. Кр:f7 14. f5! gf 15. Фh5+ Крg8 16. Лdf1 e6 17. g4! Типичный приём в атаке - вскрытие линий напротив короля. Фd8 18. gf ef 19. Лhg1 Фe7


20. Л:g7+! Решающий удар. Kр:g7 Ферзём брать плохо из-за связки ладьёй по линии g. 21. Лg1+ Kрf8 22. С:h6+ Л:h6 23. Ф:h6+ Kрe8 24. Лg7 Фb4 25. a3 1-0 Красивая атака с жертвами стала возможной благодаря большому преимуществу в мобилизации сил.

Не забывайте о развитии. Одной-двумя фигурами партию в шахматы не выиграть. Даже если вам кажется, что у противника нет конкретного способа использовать перевес, просто поверьте - в 90% случаях он есть, но вы его не видите. Если же вам удалось самому опередить соперника в развитии, ищите способ как можно быстрее развить инициативу.

Каждый из нас любит играть в шахматы. Начало партии это жесткая борьба, в которой выбираются удачные позиции для собственных фигур. Необходимо учитывать, что во время дебютной части не стоит только быстро мобилизировать собственные фигуры, как это написано во всех учебниках, которые рассказывают про начало игры в шахматы.

Как играть дебют в шахматах?

Шахматы такая непредвиденная игра. Во время игры шахматисту необходимо:

  1. улучшить позицию мобилизованных фигур;
  2. отдавать на размен плохие фигуры;
  3. делать все необходимое, чтобы оттеснить фигуры соперника;
  4. создавать противнику непредвиденные обстоятельства;
  5. следовать первоначальной тактике;
  6. держать укрепление отдельных пунктов, которые имеют весомое значение в стратегии и тактике.

Все эти задачи, в сочетании с мобилизацией всех боевых сил, должны ответить на вопрос о том, как начать партию в шахматы.

Дебют, который начинается с хода с2-с4 и с фланговой атаки, называется английское начало. Видео этого дебюта с легкостью можно отыскать во всемирной сети.

Это проект, одобренный нашими читателями, в котором вы или ваш ребенок сможете повысить мастерство игры, выполнить шахматный разряд, за короткий срок вырасти до призера региональных турниров. В преподавателях – мастера FIDE, обучение онлайн.

Он позволяет игроку в шахматы, который предпочитает начинать игру с белых, предотвратить появление современных и глубоко продуманных тактик. Как начинать игру в шахматы, в случае отказа от первого хода d2-d4 в пользу с2-с4? Принять гамбит ферзем. В последние годы такое начало игры приносит соперникам превосходные результаты и может встретиться во время игры гроссмейстеров. Первый ход с2-с4 не позволяет противнику завладеть тактикой после первого хода с4 е6 2. Кс3 d5 3. d4. Этот шаг приведет к невыгодному для противника варианту начала.

Плюсы и минусы английского начала

Главный плюс в сравнении с дебютом d4 заключается в том, что так легче построить тактику. В этом случае белые могут с легкостью блокировать любимые позиции соперника. Одним же из главных минусов первого хода то, что противник, может сразу же ответить первым шагом е5. Многие гроссмейстеры, после первого дебюта с4 е5, считают что вероятность победы белых крайне мала. Поэтому шахматисты, которые опасаются первого ответного шага е5, начинают играть в эту тактику в другом игровом порядке: 1. Kf3 Kf6, и только тогда второй С4. Однако, при первом шаге. Kf3 есть еще один минус: чёрные могут сыграть d5.

Для того чтобы посмотреть наглядно тактику, достаточно немного вникнуть в суть процесса и понять что же являет собой шахматы онлайн каталонское начало.

Это тактика закрытого дебюта в шахматах, которая начинается с последовательностью ходов:

2. с2-с4 е7-е6

Сыграв на третьем ходу g3, белые не дают возможность своим соперникам применить стратегию Нимцовича для защиты. Белые применяют этот дебют с целью с первых же ходов вести борьбу за победу в центральном фланге, причем главную роль играет королевский слон g2, который, помимо давления на центральный фланг, также делает невозможным развитие ферзевого фланга у противника.

Староиндийское начало – дебют флангового типа, который игроки начинают с атаки на сильную сторону противника, с центра доски. Место d5 необходимо быстро атаковать при помощи установления контроля королевским слоном белых. Видео этой победы можно найти в интернете. Староиндийское начало – это великолепный старт, дающий множество преимуществ в игре.

Начало патцера с20

Начало патцера с20 в шахматах начинается с первого хода белых e2-e4 и ответного хода d1-h5 на первый ход черных e7-e5.

Сарагосское начало в шахматах

Шахматный дебют, начинающийся с партии c2-c3. Был придуман в 1917 году испанским шахматистом родом из города Сарагоса. В 1921 году был проведен турнир, в котором каждый должен был начинать свою игру с этой комбинации.

Относится к неправильным началам в шахматах и довольно редко используется в современных шахматах.

Надеемся, что эта статья подсказала вам как играть дебют в шахматах. Теперь вы обладаете некими базовыми навыками и можете учиться дальше с помощью нашего портала.

© 2024 nailsok.ru - Заговоры. Амулеты. Обереги. Магия. Нумерология. Таро